Постановка голоса


К гармонии личности через развитие голоса. Часть 2-я.





Введение.

Музыка голоса, музыка души... Чарующие звуки природы, завораживающий ритм "Болеро"... "А вам медведь на ухо наступил!" - как обидно и непонятно, почему одни могут голосом выразить тончайшие нюансы чувства и изящные изгибы мелодии, а другие, и в любви-то признаваясь, бубнят на одной невыразительной ноте. Почему одного рассказчика слушают, затаив дыхание, а другой через пять минут вызывает зевоту. Почему кто-то, вслушиваясь в звуки мелодии, чувствует все разнообразие полутонов и глубину музыкальных подтекстов и, двигаясь в такт ее дыханию, рисует руками и телом линии гармоничные, разнообразные, а другому эта мелодия непонятна и поэтому скучна, и движения его скованны и угловаты и в такт попасть не всегда может?

Слух и голос, движение и чувство - категории, теснейшим образом взаимосвязанные, понятны и присущи каждому, но исследовать и выразить себя с помощью этих инструментов - задача, с которой мы все справляемся по-разному.

"Вначале было слово". При зарождении времени возник звук, который некому еще было слышать, вызывая из небытия планы будущей Вселенной со всем ее многоголосием и тишиной, звездами и водопадами, птицами и планетами. В мировом этом хорале голос существа каждого человека звучит уникальной мелодией, ни на кого не похожий, свою индивидуальную партию вплетая между других голосов. И нет ненужного, необязательного, и чем чище, выразительнее голос каждого, тем прекраснее хор.

Внутреннее наше Я резонирует на вибрации темные или светлые, содержащие желание скопить для себя побольше или в радостном потоке творчества дарить любовь, знание, надежду - те вибрации улавливаем и усиливаем мы в окружающей среде, какие звучат в нас самих. Пропустить через себя свободно свет, заполняющий Вселенную, добавив сердечное усилие добра или пытаться остановить его в себе, для себя? А свет остановить невозможно. Он или гаснет, наталкиваясь на стены уныния, неверия, обиды, страха, или проходит стороной.

Свет и звук - две стороны одного процесса, творческой космической силы, в нашем мире кажущиеся разделенными. Но кто хоть однажды в своей жизни испытал мгновения свободного творчества, тот знает эту силу. В самых разных ипостасях приходит она - в сиянии любви, в поэтической строке, в самозабвенном труде в любой области, в радости улыбке ребенка и полету птицы.

Голос... Как часто он передает самые глубокие переживания и самые скрытые наши тревоги, и как ясно звучит он в минуты счастья. Как может он ласкать или ранить. Какие высокие знания может он передавать и тончайшие оттенки чувств. Какой мощью может он звучать и нежно успокаивать. Как заметны по звучанию голоса те или иные черты характера человека, его силы и слабости, его здоровье и болезни.

Все созданные человеком музыкальные инструменты не могут сравниться по сложности и выразительности с его собственным голосом. В нем сочетаются свойства духовых, струнных и ударных инструментов. Органы, полости, мышцы и связки, образующие вокальный аппарат, могут менять свою конфигурацию и плотность в бесконечном множестве вариантов, придавая звуку любую, в пределах диапазона, высоту и окраску. Добавьте к этому излучение личности, души, мимику, движение тела, и вы увидите самый совершенный инструмент, каким владеет абсолютно каждый. Это инструмент самовыражения, творчества, целительства, проводник знания и понимания.

Используем ли мы в нашей жизни все возможности этого роскошного инструмента? Как правило, лишь в очень небольшой степени. Среди причин этого - комплексы и страхи, а также элементарное неумение. Эмоциональная неразвитость, сложности в том, чтобы распознать и обозначить эмоцию и ее проявление, двигательная скованность и зажатость, отсутствие ритмичности, то, что называется "нет ни слуха, ни голоса", однообразная, невыразительная речь, боязнь выступать перед аудиторией, страх оказаться непонятым или смешным - разные проявления одного и того же круга проблем. Существует много методов работы с этими проявлениями, и предлагаемый в этой книге - один из них.

Около тридцати лет назад в одной из школ Гатчинского района Ленинградской области преподавал Дмитрий Ерофеевич Огороднов, играл на гитаре, сочинял песни. Однажды его попросили временно заменить заболевшего учителя музыки. Проведя урок, Д. Е.О. обнаружил, что многие дети совсем не музыкальны, со всеми сопутствующими (см. выше) чертами. И традиционные уроки музыки в школе, как правило, эту ситуацию не меняют. Это неприятное открытие направило жизнь Д.Е.О. в новом направлении - поиск, исследования, эксперименты, учеба, высшее музыкальное и педагогическое образование, изучение физиологии, психологии, акустики... Результатом стала "Методика вокально-речевого и эмоционально-двигательного воспитания". ( Подробнее о Дмитрии Ерофеевиче и истории методики можно почитать здесь).

Она основана на следующих принципах:

При практическом применении методики стало ясно, что развитие музыкальных способностей приводит к позитивным изменениям и других качеств личности - человек становится более свободным, коммуникабельным, уверенным, начинает лучше понимать себя и других, создаются предпосылки для его успешной социальной реализации благодаря умению убедительно донести свои мысли; улучшается физическое и эмоциональное здоровье. (Некоторые отзывы занимающихся можно посмотреть здесь).

Итак, мы готовы пуститься в увлекательное исследование возможностей своего голоса, а, значит, своей личности, к раскрывающимся перспективам творчества, самореализации и гармонии.

Продолжение следует...



Для писем

Вернуться к главному меню

Вернуться в раздел Разное

Hosted by uCoz